Провел 263 вылета и 35 воздушных боев за годы войны. История местного жителя летчика Викентия Карповича

  • Люди
  • 05-03-2024
  • 3395 просмотров

Статья с сайта: pristalica.by, автор: Елизавета Мазурчик

Будущий летчик-истребитель Викентий Карпович родился 20 января 1914 года в крестьянской семье в деревне Колодищи, где провел все детство и юность. Благодаря своему стойкому характеру и мужеству к началу Великой Отечественной войны уже стал опытнейшим боевым летчиком.  

В 1937 году Викентий Карпович окончил институт национальных меньшинств. Работал на минском заводе «Ударник», учился в столичном аэроклубе. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, после чего служил в 55-м истребительном авиационном полку, который базировался на аэродроме вблизи молдавского города Бельцы.

Бесконечные воздушные бои

На вооружении полка находились самолеты И-16, И-153 и Як-3. В 55-м полку наряду с молодыми летчиками служили и опытные, в том числе и прошедшие огненные небеса Испании и Халхин-Гола. Поэтому, несмотря на внезапность фашистского нападения, полк с первых часов войны оказал достойное сопротивление врагу и наносил ему удары.

55-й истребительный яростно сражался в небе Молдавии, затем, отступая, Одесской и Херсонской областей Украинской ССР. Участвовал в этих жестоких и не всегда победных воздушных боях и наш земляк Викентий Карпович.

В декабре 1941 года уже опытнейший боевой летчик заслужил орден Ленина. В наградном листе говорилось, что Викентий Павлович выполнил более 100 боевых вылетов на штурмовку противника, метким огнем и бомбовыми ударами уничтожил более 25 автомашин врага с живой силой, зенитную батарею, танк, 2 цистерны с горючим, сбил один самолет противника.

Наши истребительные полки в 1941-м – начале 1942-го, из-за отсутствия в войсках штурмовиков, малого количества бомбардировщиков, зачастую выполняли несвойственную для истребительной авиации боевую работу по штурмовке вражеских войск. Тяжелая, временами критическая обстановка требовала бить по колоннам немецкой техники, по районам скопления их войск, по переправам, артиллерийским батареям и железнодорожным составам.

В январе 1942 года полк в очередной раз менял аэродром базирования, на этот раз на Донбассе. Подполковник, командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (20-я смешанная авиационная дивизия, 18-я армия, Южный фронт), кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант Викентий Карпович к марту 1942 года произвел 126 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, сопровождение бомбардировщиков, прикрытие своих войск, участвовал в 20 воздушных боях, сбил вражеский истребитель.

Ранения сменили вектор, но не сломили дух

16 марта 1942 года командир авиационного звена 55-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Викентий Карпович в очередном, 126-м по счету, боевом вылете получил тяжелые ранения, но посадил поврежденный Миг-3 на своем аэродроме. Командование полка, боевые товарищи тогда нарекли этот боевой вылет и посадку сильно поврежденного самолета израненным летчиком чудом. После этого Викентий почти год «сражался» в госпиталях. После нескольких операций удалось полностью восстановить подвижность руки.

В 1944 году уроженец Колодищей окончил Военно-воздушную академию и успел вернуться на фронт в родной полк, переучившись на новый тип истребителя. Служил в должности заместителя командира авиаполка. После войны продолжал службу в ВВС СССР.

В период с 1941-го по 1945-й Викентий Карпович совершил 263 успешных боевых вылета, провел 35 воздушных боев, штурмовал вражеские войска, вел разведку, сопровождал бомбардировщики и штурмовики

Полковник Карпович в 1960 году ушел в отставку. Жил в Краснодаре. Умер 12 апреля 1996 года. Похоронен там же на Славянском кладбище.

В Краснодаре на доме, в котором проживал Карпович после увольнения в запас, установлена мемориальная доска, а на малой родине, в агрогородке Колодищи, в честь него названа одна из улиц.

Колодищанский чат в Telegram - подписаться

Карта
Погода