К поезду часто цепляли вагон с охраной. Что возили по узкоколейке, следы которой остались в Колодищах и Старине
В 1912 году была построена узкоколейная железная дорога Колодищи - Старина - Водопой - Дзехань - Березино. Прослужила она не долго, часть дороги разобрали в 1919 году, еще лет через десять исчез и оставшийся отрезок. Прошел целый век, а путь ЖД маршрута через Колодищанские леса до сих пор отчетливо просматривается.
Где дорога проходила в Колодищах
Узкоколейка начиналась где-то в районе ЖД станции, со стороны улицы Пушкина, далее делала крюк за старой школой и шла в направлении Старины. Большая часть пути позже была застроена жилыми улицами, поэтому там ничего не сохранилось. А вот на участке леса в районе озера "Молочка" осталась заметная насыпь и отчетливый "тоннель" между деревьями.
Карта ориентировочная с небольшими погрешностями:
Сегодня путь узкоколейки выглядит достаточно узким. Скорее всего он частично зарос, все таки 100 лет прошло.
Возвышенность насыпи здесь отчетливая:
Насыпь сбоку:
Насыпь выходит ровно кому-то в ворота:
Маршрут в Старине и рядом
Маршрут бывшей узкоколейной железной дороги пересекает автодорогу "Старина - Глебковичи" недалеко от стариновского озера:
Насыпь видно с дороги:
Насыпь здесь высокая, в некоторых местах 2-3 метра:
Вид на автодорогу:
На небольшом участке пути наоборот углубление:
После снова идёт подъём:
Дальше дорога выглядит очень эффектно: среди темного леса в даль уходит длинный тоннель на старой насыпи, высота которой визуально достигает метров трёх.
В энциклопедии узкоколейных железных дорог бывшего СССР говорится, что эта дорога была построена германским подданным Соломоном Гринфельдом и австрийцем Арнольдом Катцем. В 1912 г. они приобрели до 1918 г. под вырубку леса имение Пётровичи Игуменского уезда (недалеко от Березино) у графини Софьи Гендриковой.
На ст. Колодищи имелись лесопильный завод, железнодорожное депо. Протяженность линии составляла 27 верст или 84 километра. Работали 3 паровоза и 45 вагонеток. В 1916 решением суда УЖД была отобрана у владельцев в связи с ликвидацией собственности подданных враждебных России государств.
До революции дорога интенсивно использовалась - и в грузовом движении (лес возили в Колодищи и в Березино), и в пассажирском. Было чёткое расписание. В окрестностях деревень Дзехань, Быкачено, Пекалин, Рудня, Великий Лес было много смолокурень и несколько спиртзаводов. На Смолевичи, Березино и Колодищи, кроме леса и торфа, возили древесный уголь, спирт, скипидар, дёготь. К поезду часто цепляли вагон с охраной.
Насыпь сбоку:
Крутой изгиб дороги:
Кстати, для любителей тихой охоты наводка: в этом лесу встречается много опят:
Их заметно прямо с поезда (с пути узкоколейки):
Возле насыпи:
Дорога в районе Липовой Колоды
Путь узкоколейки можно увидеть в районе автобусного кольца 362 автобуса, он ведет в сторону Братской могилы и деревни Старина:
Недавно на пути УЖД даже появился кусочек асфальта:
Как это обычно и бывает, насыпи бывших узкоколеек используются как обычные дороги или тропы. Здесь именно такой случай, видно что дорогу время от времени обслуживают:
Иногда даже можно встретить людей:
За бывшей деревней Водопой путь УЖД пересекает реку Волма:
Мне довелось побывать здесь этим летом. В месте пересечения железной дороги и реки пешеходный мостик:
Настил здесь относительно новый, но можно заметить, что рядом из воды торчит множество старых деревянных столбов. Если эти бревна как-то связаны с конструкцией по которой поезд проезжал через реку, то это просто удивительно, ведь тогда им больше 100 лет: