К поезду часто цепляли вагон с охраной. Что возили по узкоколейке, следы которой остались в Колодищах и Старине

  • 01-11-2024 19:17
  • 13475 просмотров
  • 2

В 1912 году была построена узкоколейная железная дорога Колодищи - Старина - Водопой - Дзехань - Березино. Прослужила она не долго, часть дороги разобрали в 1919 году, еще лет через десять исчез и оставшийся отрезок. Прошел целый век, а путь ЖД маршрута через Колодищанские леса до сих пор отчетливо просматривается.

Где дорога проходила в Колодищах

Узкоколейка начиналась где-то в районе ЖД станции, со стороны улицы Пушкина, далее делала крюк за старой школой и шла в направлении Старины. Большая часть пути позже была застроена жилыми улицами, поэтому там ничего не сохранилось. А вот на участке леса в районе озера "Молочка" осталась заметная насыпь и отчетливый "тоннель" между деревьями.

Карта ориентировочная с небольшими погрешностями:

Сегодня путь узкоколейки выглядит достаточно узким. Скорее всего он частично зарос, все таки 100 лет прошло.

Возвышенность насыпи здесь отчетливая:

Насыпь сбоку:

Насыпь выходит ровно кому-то в ворота:

Маршрут в Старине и рядом

Маршрут бывшей узкоколейной железной дороги пересекает автодорогу "Старина - Глебковичи" недалеко от стариновского озера:

Насыпь видно с дороги:

Насыпь здесь высокая, в некоторых местах 2-3 метра:

Вид на автодорогу:

На небольшом участке пути наоборот углубление:

После снова идёт подъём:

Дальше дорога выглядит очень эффектно: среди темного леса в даль уходит длинный тоннель на старой насыпи, высота которой визуально достигает метров трёх.

В энциклопедии узкоколейных железных дорог бывшего СССР говорится, что эта дорога была построена германским подданным Соломоном Гринфельдом и австрийцем Арнольдом Катцем. В 1912 г. они приобрели до 1918 г. под вырубку леса имение Пётровичи Игуменского уезда (недалеко от Березино) у графини Софьи Гендриковой.

На ст. Колодищи имелись лесопильный завод, железнодорожное депо. Протяженность линии составляла 27 верст или 84 километра. Работали 3 паровоза и 45 вагонеток. В 1916 решением суда УЖД была отобрана у владельцев в связи с ликвидацией собственности подданных враждебных России государств.

До революции дорога интенсивно использовалась - и в грузовом движении (лес возили в Колодищи и в Березино), и в пассажирском. Было чёткое расписание. В окрестностях деревень Дзехань, Быкачено, Пекалин, Рудня, Великий Лес было много смолокурень и несколько спиртзаводов. На Смолевичи, Березино и Колодищи, кроме леса и торфа, возили древесный уголь, спирт, скипидар, дёготь. К поезду часто цепляли вагон с охраной.

Насыпь сбоку:

Крутой изгиб дороги:

Кстати, для любителей тихой охоты наводка: в этом лесу встречается много опят:

Их заметно прямо с поезда (с пути узкоколейки):

Возле насыпи:

Дорога в районе Липовой Колоды

Путь узкоколейки можно увидеть в районе автобусного кольца 362 автобуса, он ведет в сторону Братской могилы и деревни Старина:

Недавно на пути УЖД даже появился кусочек асфальта:

Как это обычно и бывает, насыпи бывших узкоколеек используются как обычные дороги или тропы. Здесь именно такой случай, видно что дорогу время от времени обслуживают:

Иногда даже можно встретить людей:

За бывшей деревней Водопой путь УЖД пересекает реку Волма:

Мне довелось побывать здесь этим летом. В месте пересечения железной дороги и реки пешеходный мостик:

Настил здесь относительно новый, но можно заметить, что рядом из воды торчит множество старых деревянных столбов. Если эти бревна как-то связаны с конструкцией по которой поезд проезжал через реку, то это просто удивительно, ведь тогда им больше 100 лет:

Еще новости