Что происходило в Колодищах во время войны и как жители сумели под носом у немцев поселить разведчиц с радиостанцией

  • 21-11-2024 19:21
  • 1961 просмотр
  • 5

На этом фото вы видите современную улицу Пушкина в Колодищах. Во время войны здесь тоже размещались жилые дома, а в одном из них тайно собирались местные жители, которые решились противостоять гитлеровцам. Эти люди очень рисковали, ведь тогда в Колодищах было полно немцев и за такую деятельность их всех могли расстрелять.

В этот же дом жители сумели подселить двух советских разведчиц с радиостанцией, а для отвода глаз пришлось разыграть целое представление. Как это было, читайте в статье ниже.

Что происходило в Колодищах во время войны

Великая отечественная война началась 22 июня, а уже 27 июня в Колодищи вошли захватчики. Из рассказов местных жителей, в этот день на улицах поселка появилось много немецких военных на мотоциклах. Оккупанты собрали всех местных жителей и объявили, что территория находится под их контролем. Приказали выдать всех евреев, коммунистов, сдать имеющееся оружие и радиоприемники. За любую провинность жителям грозил расстрел.

На территории поселка разместились немецкие воинские части, была образована администрация.

Многие местные жители продолжали жить в своих домах, их немцы привлекали для работы в воинских частях, в администрации, на железной дороге и других нужных им объектах.

Как жители решились на скрытое противостояние с захватчиками

Еще до войны на территории поселка располагалось несколько советских воинских частей, после 22 июня их состав по команде свыше выдвинулся на стратегические позиции. Забрать с собой всё оружие и продовольствие, хранившееся на складах, военные не имели возможности, поэтому они дали наставление местным: вынести всё что возможно и спрятать.

Немцы зашли в Колодищи через несколько дней. К этому времени жители успели частично опустошить склады. Так в Колодищах появилось много припрятанного оружия.

Практически сразу после оккупации жители стали тайно объединяться и решать, как можно противостоять захватчикам.

В августе 1941 года в Колодищах поселилась учительница Марина Молокович, которая была направлена сюда минским подпольем. Она постепенно начала наводить контакты с местными, объединять подпольные группы и организовывать их работу.

Все припрятанное оружие местные подпольщики стали планомерно переправлять в партизанские отряды, связь с которыми поддерживала Молокович. Колодищанцы также передавали партизанам всю информацию о вражеских войсках на нашей территории. Объединившись в группы жители выполняли задания партизан, скрытно осуществляя диверсии против деятельности фашистов. О каждом таком задании можно рассказывать отдельно. Мы же вернемся на улицу Пушкина, фото которой размещено в начале статьи.

В одном из домов на этой улице жила семья Борщевских: мать и две дочери 20-25-ти лет. Обе девушки одними из первых в поселке стали приобщаться к подпольной деятельности. По имеющимся данным их дом стал конспиративным центром, подпольщики хранили здесь оружие, боеприпасы, проводили тайные встречи (под видом празднований дней рождения и т.п).

Конспирация была нужна не только от глаз немцев, но и от местных жителей, ведь среди них всегда мог оказаться предатель.

В начале февраля 1944 года в дом Борщевских по распоряжению штаба Западного фронта и с согласия Борщевской Надежды Феликсовны (матери) были подселены две советские разведчицы с радиостанцией. Для этого, преждевременно, Борщевские пустили слух по поселку, что к ним вскоре должны приехать две родственницы.

По их приезду была разыграна душевная родственная встреча на виду у всей улицы.

Две разведчицы, по легенде для гитлеровцев - мать и дочь, дальние род­ственники отца Борщевских, пре­данные немецкому режиму люди, вместе с немцами отступающие из Смоленска.

Путь радисток к дому Борщевских в Колодищах

Разведчиц на подходе к Колодищам встретила Люба (Борщевская младшая) и повела к дому. Почитайте, как одна из разведчиц описывает этот путь:

Колодищи — небольшой посе­лок с тремя рядами улиц, вытянув­шихся параллельно железнодо­рожному полотну. Снова тревож­но забилось сердце. Во дворах до­мов, выходящих на главную ули­цу, по которой мы идем, маячат серо-голубые фигуры, слышится смех, гортанная речь.

Вот один из немцев подошел к забору, весело поздоровался с Лю­бой, с любопытством окинул взглядом меня. Отвечаю ему вы­мученной улыбкой. Скорей бы уж кончилась эта дорога. Люба пони­мает наше состояние.

— Ну, последнее для вас испы­тание на сегодня,— шепчет она, показывая на группу людей, стоя­щих прямо посредине улицы.— Вон наш дом, мама и соседи уже тут как тут.

Без них не обойдешься: знают, что к Борщевским приезжают род­ственники.

Встреча была разыграна с таким блеском, что даже нам с Раисой Владимировной показалось в ка­кой-то момент, нет ли уж на самом деле между нами и Борщевскими родственных связей. Режиссе­ром и исполнителем главной роли оказалась Надежда Феликсовна. Нам оставалось только подыгры­вать ей. Она так естественно, всплескивая руками, охая, сокру­шалась о том, что мы пережили, как похудели, изменились, вспо­минала каких-то общих знакомых, спрашивала о ком-то, а сама все подталкивала и подталкивала нас к дому, подальше от любопытных глаз. И только войдя в дом, мы, наконец, вздохнули свободно. Теперь мы были среди своих, самых родных, самых близких людей. Чувство душевной близости, взаимной симпатии пришло сразу, и на душе стало тепло и хорошо.

Впечатления разведчицы о людях в Колодищах

Много встречала я на своем пу­ти хороших людей. Но, пожалуй, именно здесь, в Колодищах. я по-настоящему поняла, что такое народ, что такое причастность каждого человека к судьбе Отчизны. Именно здесь, в Белоруссии, выполняя это задание, я увидела, как без громких слов, без расчета на славу, а просто потому, что иначе нельзя, невозможно жить, иначе это будет против чести и совести, люди шли на подвиг, со­глашаясь на дело, за которое мож­но попасть на виселицу, попла­титься головой, и часто не только своей, но и жизнью всех членов семьи — от мала до велика. Вот таким человеком оказалась и На­дежда Феликсовна. Она прожила нелегкую жизнь, вырастила ше­стерых детей, беззаветно любила маленького внука и при этом не только не пыталась отговорить Любу и Иру от опасного дела, но и сама активно включилась в под­польную работу.

Что было дальше

Почему десантниц радисток забросили именно в Колодищи, что и как им удалось здесь выяснить и передать в центр, смогли ли они уйти отсюда живыми? Об этом выйдет следующий материал на сайте (если у подписчиков будет интерес к данной теме).

Это семья Борщевских, в доме которых проживали радистки: 

Неподалеку, в этом же районе Колодищ, одна из улиц названа именем Борщевской. В честь кого именно (матери или дочери) неизвестно. Да и не столь важно, ведь вне всяких сомнений, память о каждой из этих отважных женщин достойна быть увековечена в истории нашего поселка.

Информационную помощь при создании этого материала оказал председатель Колодищанской ветеранской организации Оловянников Валерий Петрович.

Если вам известны какие-либо дополнительные подробности данных событий, будем рады услышать их в комментариях.

Еще новости