Несет ли магазин ответственность за вещи, оставленные в камерах хранения?
Оставляя свои вещи в камерах хранения магазинов, покупатели рассчитывают на их сохранность. Но всегда ли эти ожидания оправдываются? Разберёмся, какие обязанности есть у магазина и на что следует обратить внимание самим покупателям.
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 №703, продавец может предоставить возможность покупателям временно оставить свои вещи при входе в торговый зал. Но покупатель вправе пройти в торговый зал магазина и со своими вещами, чему продавец не вправе препятствовать (пункт 13 вышеуказанных правил).
Договор хранения и ответственность магазина
Наличие камер хранения означает готовность магазина заключить с покупателем договор хранения его вещей на безвозмездной основе. Такой договор вступает в силу, когда вещи помещаются в ячейку, и ключ с номером ячейки служит подтверждением заключения договора.
Для создания комфортных условий для покупателей в торговых залах самообслуживания и в целях сохранности вещей покупателей, собственники торговых объектов организуют специальные места для хранения вещей – камеры хранения, - поясняют в Управлении торговли.
По договору хранения магазин обязуется сохранить вещи покупателя и вернуть их в целости. Если товары будут украдены или повреждены по вине магазина, он понесёт ответственность по ст. 791 Гражданского кодекса. Предупреждения вроде «за вещи в ячейках администрация ответственности не несёт» незаконны!
Обязанности покупателя
Покупатель тоже имеет обязанности. Во-первых, он должен забрать свои вещи из ячейки в срок, установленный магазином. Обычно эта информация размещена на видном месте. Если вещи вовремя не забрать, магазин вправе вскрыть ячейку. Скоропортящиеся продукты могут быть утилизированы.
Согласно статье 789 Гражданского кодекса по истечении обусловленного срока хранения поклажедатель обязан немедленно забрать свои вещи, - отмечает юрист.
Во-вторых, покупателю следует самому позаботиться о сохранности вещей - проверить, закрылась ли ячейка, не оставлять ключ от нее без присмотра и не передавать его третьим лицам. Если кража всё же произошла, нужно вызвать милицию для оформления факта пропажи. Затем можно писать претензию магазину с требованием возместить ущерб.
Куда жаловаться на магазин?
Если магазин отказывается компенсировать стоимость украденного, покупатель может обратиться с жалобой:
- в органы защиты прав потребителей при местном исполкоме;
- в общественные объединения потребителей;
- в суд.
Специалисты подтверждают, что по закону магазин обязан возместить ущерб, если его вина будет доказана.
Таким образом, камеры хранения в магазинах - это удобство для покупателей, но и большая ответственность для продавцов. Соблюдение правил пользования ячейками и своевременное разрешение спорных ситуаций поможет сделать шопинг комфортным и приятным для всех.