Подробности о судьбе подпольщицы Марины Малакович открыли документы Национального архива Беларуси
Источник: SB.BY
Марина Федосовна Малакович — руководитель партийно-комсомольского подполья в поселке Колодищи Минского района. Родилась в 1903 году. Окончила Московскую академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. До войны работала преподавателем в Минске. В период немецкой оккупации — активная участница антифашистской борьбы: вела разведку, распространяла листовки, уводила в партизанские отряды советских патриотов, проводила диверсии на объектах врага. В 1943 году схвачена фашистами и казнена.
Примерно так излагается ее жизнь и борьба с оккупантами в официальных источниках и публикациях. При этом нигде не упоминается о семейном положении патриотки, не сказано, как она оказалась в Колодищах. Приводятся очень противоречивые сведения об участии Малакович в операции по доставке из Колодищей к партизанам немца Карла Круге.
Одни источники называют его офицером-строителем, другие считают, что это был офицер связи ВВС, а в наградном листе Марины Малакович секретарь Минского горкома КПБ Лев Метлицкий 20 апреля 1965 года писал: «Привела к партизанам немецкого полковника». В 1969-м Ирина Малакович, дочь подпольщицы, в Берлине встретилась с Карлом Круге. В беседе с ней он сказал: «Я не был военным. Я был инженером по телефонной связи».
Не выяснено до конца, от кого Малакович получила задание доставить языка и с кем она проводила эту операцию. Нет определенности и во времени гибели героической подпольщицы.
С помощью книги-повести «Портрет матери», написанной ее дочерью Ириной в 1986 году, и обнаруженных новых документов в Национальном архиве Беларуси попробуем приблизить читателей к трагическим событиям, связанным с судьбой отважной белорусской женщины.
22 июня 1941 года Марина Малакович была дома с четырехлетним сыном Сашей в квартире по улице Советской в Минске. Шестилетняя дочь Ира днем раньше уехала с детсадом в летний лагерь. Муж, офицер Красной армии Федор Малакович, служил в Западном особом военном округе.
Первый и второй день войны, как и для большинства советских людей, прошел в уверенности, что Красная армия скоро разгромит фашистских агрессоров, поэтому не надо поддаваться панике. Но доходившие слухи о быстром продвижении германских войск и появление в Минске большого количества беженцев из западных областей заставили Марину принять меры.
По предложению соседки Марина вместе с ее семьей добралась до Смолевичей, где оставила сына, а сама возвратилась в Минск в надежде отыскать дочь. Но не смогла ничего узнать о местонахождении детского сада. 24 июня Минск подвергся первой массовой бомбардировке. Улица Советская пылала огнем. Дом, в котором находилась квартира Малаковичей, был также разрушен. Со щемящим сердцем Марина возвратилась в Смолевичи.
С приходом оккупантов Марина Федосовна заметила, что отношение к ней со стороны хозяев изменилось. Родители ее соседки по минской квартире оказались поволжскими немцами. Они знали, что Марина член ВКП(б), поэтому она решила немедленно уйти от них. Нашла приют с сыном в доме хороших людей в поселке Колодищи.
Так она оказалась среди своих будущих товарищей по подпольной борьбе. Какое-то время работала учительницей начальных классов. Пешком ходила в Минск, надеясь отыскать дочь. Здесь она установила связь с некоторыми преподавателями юридического института, другими надежными людьми и стала выполнять задания городской подпольной организации. В начале 1942 года в Колодищах возглавила подпольную группу. Малакович не только руководила и организовывала ее действия, но и сама добывала сведения и участвовала в диверсиях против врага.
Но вернемся к подготовке и проведению операции по вербовке немецкого военного специалиста.
В апреле 1943 года минские подпольщицы Мария Батурина и Анна Езубчик, выполнявшие роль связных штаба соединения партизан Слуцкой зоны, от командира соединения Федора Капусты и секретаря ЦК ЛКСМБ Михаила Зимянина, который в это время находился в тылу противника, получили задание доставить в штаб немецкого офицера с секретными документами.
Вернувшись в Минск, Батурина и Езубчик привлекли к этой операции подпольщиц Анастасию Веремейчик и Марину Малакович. Они сумели через переводчицу убедить «офицера-строителя из немецкого гарнизона в Уручье» перейти к партизанам. После долгих переговоров он согласился.
В связи с тем, что в штаб соединения Слуцкой зоны партизан добираться было далеко и опасно, Малакович с большими трудностями доставила немецкого офицера и переводчицу в ближайший от Минска партизанский отряд «Знамя» бригады «Разгром», действовавшей в Червенском и Смолевичском районах. 14 мая 1943 года немецкого офицера с ценными документами самолетом отправили в Москву. Так об этом сообщали в отчетах Батурина и Езубчик.
В книге «Бойцы подпольного фронта», изданной в 1982 году, автор, участница Минского подполья Ядвига Савицкая, называет новых фигурантов этой истории. Вот как она описывает знакомство Малакович с Карлом Круге: «Однажды в Уручье Марина познакомилась с Верой Табулевич, которая убирала кабинеты офицеров, в том числе и кабинет офицера связи обер-лейтенанта Карла Круге, имевшего доступ к секретным документам. Марина стала чаще встречаться с Табулевич, которая знала немецкий язык и у которой бывал офицер Круге. И когда в Колодищи к Марине приехала разведчица отряда «Знамя» Галина Финская, Марина рассказала ей о Карле Круге. Женщины решили рискнуть. Встреча состоялась в Колодищах на квартире подпольщицы Александры Старостиной. Через неделю Карл дал согласие на переход к партизанам. Это было в мае 1943 года. Захватив секретные документы, он прибыл в указанное место, где его ждали Галина Финская и Марина Малакович с группой товарищей».
В архиве хранится наградной лист на Галину Финскую, подписанный командиром партизанской бригады «Дяди Коли» Петром Лопатиным 10 октября 1943 года. В представлении к награде Финская числится связной отряда «Буря» этой бригады, а не разведчицей отряда «Знамя», как сказано в книге Ядвиги Савицкой. Среди заслуг Финской в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в наградном листе есть и такая запись: «Обработала и привела начальника отдела связи немецких ВВС Центрального фронта офицера Карла Круге».
Кто все-таки стал пленником белорусских подпольщиц? Думаем, ответ на этот вопрос хранится в документах архивов НКВД, НКГБ.
В публикациях о гибели Марины Малакович сообщается, что немецкое гестапо установило за ней слежку и при выполнении очередного задания ее схватили фашисты.
В своей книге о матери дочь погибшей патриотки Ирина повествует, что в середине августа 1943 года Марина Федосовна после выполнения задания по спасению известных белорусских ученых Никольского и Кривцова вместе с сыном на телеге направилась в партизанскую зону и прибыла в отряд «Знамя», где и должна была остаться в связи с нависшей угрозой ареста. Но командир отряда Владимир Веер передал ей приказ выполнить еще одно задание. Оставив сына в отряде, Малакович вернулась в поселок Колодищи. В ту же ночь ее арестовали в доме, где она проживала.
Мария Батурина, Анна Езубчик и Галина Финская были вывезены самолетом в Москву 15 октября 1943 года, а 29 декабря этого же года Финская удостоена высшей награды — ордена Ленина. Только в 1965 году Марина Федосовна Малакович посмертно награждена орденом Отечественной войны II степени.
Белорусский народ чтит память истинных патриотов своей страны. Имя Малакович носит улица в Первомайском районе Минска и в Колодищах. Не забыли свою уроженку и в деревне Зеленковичи Глусского района: на здании библиотеки установлена мемориальная доска.
Поистине золотые слова написал в предисловии к книге дочери подпольщицы заслуженный деятель культуры БССР, лауреат Государственной премии БССР Иван Новиков: «Забывать того, что было, мы не имеем права. Не только ради светлой памяти павших, но и ради мира и счастья живущих поколений, и тех, кому предстоит появиться на свет. Все должны знать подлинных героев, своими жизнями защитивших мир от коричневой чумы. Знать, чтобы уберечь мир от новой, еще большей катастрофы».
Повествование о славной героине белорусской земли Марине Малакович будет незаконченным, если не сказать несколько слов о ее детях и муже, с которыми ее разлучила война.
24 июня 1941 года отступающая на восток воинская часть обнаружила в лесу группу детей с воспитателями. Бойцы вывели их к железной дороге, задержали переполненный поезд и разместили детей по вагонам. Таким образом Ирина, старшая дочь Малакович, оказалась в детском доме на Волге. Федор, муж Марины, в первые дни войны получил тяжелое ранение, его успели отправить на лечение в советский тыл. После выздоровления остался инвалидом и не смог вернуться на фронт. Он разыскал дочь, затем сына, эвакуированного из партизанского отряда в Москву. Когда закончилась война, они вернулись в Минск, потом жили в Москве.
Автор статьи: Геннадий БАРКУН